Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 98
ГлавнаяСведения об образоваетльной организацииДоступная средаМетодический кабинетИнформация для родителейИз опыта работыНовостиСервисыКалейдоскоп успехов
Социально-коммуникативное развитие
 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи:

1)     Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2)    Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

3)  Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

4)    Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

5)  Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ

6)   Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

7)   Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

8)  Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Направления:

1)    Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.

2)    Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

3)    Трудовое воспитание.

4)    Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

 

 

Игровая деятельность.

Классификация игр детей дошкольного возраста

 

Игры

Возрастная адресованность (годы жизни детей)

Классы

Виды

Подвиды

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

Игры, возникающие по инициативе ребенка

 Игры-экспериментирования

С животными и людьми

 

 

 

С природными объектами

 

 

Общения с людьми

Со специальными игрушками для экспериментирования

Сюжетные самодеятельные игры

Сюжетно -отобразительные

 

 

 

 

Сюжетно - ролевые

 

 

Режиссерские

 

 

Театрализованные

 

 

 

 Игры, связанные с исходной инициативой взрослого

 Обучающие игры 

Автодидактические предметные

 

Сюжетно - дидактические

 

Подвижные

Музыкальные

Учебно - предметные дидактические

 

 

 Досуговые игры 

Интеллектуальные

 

 

 

Забавы

Развлечения

 

 

Театральные

 

 

 

Празднично-карнавальные

 

Компьютерные

 

 

Игры народные, идущие от исторических традиций этноса 

 Обрядовые игры 

Культовые

 

 

 

 

 

Семейные

 

Сезонные

 

 Тренинговые игры

Интеллектуальные

 

 

 

Сенсомоторные

Адаптивные

 

  Досуговые игры

Игрища

 

 

 

 

Тихие

Забавляющие

Развлекающие

 

 

 

Сюжетная самодеятельная игра как деятельность предъявляет к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований:

Ø действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления;

Ø  наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений;

Ø игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них ориентироваться;

Ø необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми.

Принципы руководства сюжетно-ролевой игрой:

1)    Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.

2)    На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры.

3)    На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

     Руководя сюжетно-ролевой игрой, педагог должен помнить:

Ø об обязательном общении с детьми: ди­алогическом общении, полилогическом общении, предполага­ющем диалог с несколькими участниками игры одновременно (во время многоотраслевого сюжетного построения) и воспитывающем полифоничное слуховое восприятие;

Ø  создании проблемных ситуаций, позволяющих стимулировать творческие проявления детей в поиске решения задачи.

      Немаловажно способствовать развитию игры, используя прямые (предполагают «вмеша­тельство» взрослого в виде прямого показа и руководства деятельнос­тью) и косвенные (предполагают ненавязчивое побуждение к деятель­ности) воздействия на игру и играющих.

 

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста

 

Характеристика сюжетной самодеятельной игры

·        Основа сюжетно-ролевой игры—мнимая, или воображаемая, ситуация.

·        Характерная черта—самостоятельность детей.

·        Через игру ребенок воплощает свои взгляды, представления.

·        Дети отражают отношение к тому событию, которое они разыгрывают.

Предпосылки сюжетно-ролевой игры

·        Первый этап — ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.

·        Второй этап— отобразительная игра. действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта.

·        Третий этап— сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре. (А.П.Усова)

·        Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей.

·        Уровень одиночных игр. Ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть.

·        Уровень игр рядом. Дети могут играть вместе, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью.

·        Уровень кратковременного общения.  Ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу.

·        Уровень длительного общения — взаимодействия на основе интереса к содержанию игры.

·        Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий.

 

 

Компоненты сюжетно-ролевой игры

·        Сюжет игры это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

·        Содержание игры это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

·        Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

 

Сюжетная самодеятельная игра как деятельность предъявляет к ребенку ряд требований, способствующих формированию психологических новообразований:

 

Действие в воображаемом плане

Способствует развитию символической функции мышления.

Наличие воображаемой

ситуации способствует формированию плана представлений.

Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них ориентироваться.

Необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми.

 

Патриотическое воспитание.

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

ЗАДАЧИ:

1.     Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.

2.     Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

3.     Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

4.     Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

5.     Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

6.     Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

7.     Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

8.     Воспитание здорового образа жизни.

9.     Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Педагогические принципы патриотического воспитания

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Для детей на этапе завершения дошкольного образования характерно:

Ø проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

Ø уважение к достоинству других;

Ø стремление к познанию окружающей действительности;

Ø решение вопросов о далёком прошлом и будущем, об устройстве мира;

Ø бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

         Основу содержания гражданско- патриотического воспитания составляют общечеловеческие ценности. Из всего спектра общечеловеческих ценностей, имеющих особое значение для содержания и организации воспитательного процесса можно выделить следующие:

Ø «Человек» - абсолютная ценность, «мера всех вещей». Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становиться целью. Личность ребенка становится реальной ценностью.

 «Семья» - первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Необходимо возрождать в людях чувства чести рода, ответственность за фамилию, перестроить взгляды на роль семьи, ее природное назначение.

Ø «Труд» - основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Задача педагога - воспитывать у детей уважение к людям, прославившим наш тульский край честным трудом.

Ø «Культура» -богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педагога- помочь воспитанникам в овладении духовной культурой своего народа, при этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера- высокая духовность.

Ø «Отечество» - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Задача педагога- воспитание уважительного, бережного отношения к истории и традициям своего народа, любви к родному краю, формирование представлений о явлениях общественной жизни, т.е. воспитание патриотических чувств.

Ø «Земля» - общий дом человечества. Это земля людей и живой природы. Важно подвести детей к пониманию, что будущее Земли зависит от того, как к ней относятся люди. На данном этапе неоценимо экологическое воспитание, формирование интереса к общечеловеческим проблемам.

 

Формирование основ безопасности жизнедеятельности

Цели:

1)    Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

2)    Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Задачи:

1)    формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

2)    приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

3)    передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

4)    формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Основные направления работы по ОБЖ

Ø Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;

Ø Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;

Ø Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

 

 

Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения

Ø  Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание
   у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке.

Ø  Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке.

Ø  Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил.

Ø  Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.

 

Примерное содержание работы

1)    Ребенок и другие люди:

Ø  О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

Ø  Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

Ø  Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

Ø  Ребенок и другие дети, в том числе подросток.

Ø  Если «чужой» приходит в дом.

Ø  Ребенок как объект сексуального насилия.

2)    Ребенок и природа:

Ø В природе все взаимосвязано.

Ø Загрязнение окружающей среды.

Ø Ухудшение экологической ситуации.

Ø Бережное отношение к живой природе.

Ø Ядовитые растения.

Ø Контакты с животными.

Ø Восстановление окружающей среды.

3)    Ребенок дома:

Ø Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

Ø Открытое окно, балкон как источник опасности.

Ø Экстремальные ситуации в быту.

4)    Ребенок и улица:

Ø Устройство проезжей части.

Ø Дорожные знаки для водителей и пешеходов.

Ø Правила езды на велосипеде.

Ø О работе ГИБДД.

Ø Полицейский- регулировщик.

Ø Правила поведения в транспорте.

Ø Если ребенок потерялся на улице.

 

 

 

Развитие трудовой деятельности.

 

Цель: формирование положительного отношения к труду.

 

Задачи:

1)    Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. (Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важности труда для общества).

2)    Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. (Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности).

 

3)    Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию. (Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности).

4)    Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. (Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда).

5)    Воспитание гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.

 

Компоненты трудовой деятельности.

1)    Планирование и контроль (умение ставить перед собой цель возникает у детей в среднем дошкольном возрасте).

2)    Оценка достигнутого результата с точки зрения его важности для самого ребенка и для всей группы.

3)    Мотивы, побуждающие детей к труду:

Ø интерес к процессу действий;

Ø интерес к будущему результату;

Ø интерес к овладению новыми навыками;

Ø соучастие в труде совместно с взрослыми;

Ø осознание своих обязанностей;

Ø осознание смысла, общественной важности труда. Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем выше   

   ее воспитательный потенциал.

 

Своеобразие трудовой деятельности детей:

1)    «субъективная значимость труда», то есть оценка результата не с точки зрения выполненного объема работы, а с учетом проявления заботливости, настойчивости, затраченных трудовых или волевых усилий.

2)    связь с игрой, которая проявляется:

Ø в манипулятивных действиях детей, исполняющих роли взрослых;

Ø в продуктивных действиях, составляющих сюжет игры;

Ø во включении игровых действий в трудовой процесс;

Ø в ролевом поведении ребенка, создающего образ труженика.

 

Виды труда:

1)    Самообслуживание.

2)    Хозяйственно-бытовой труд.

3)    Труд в природе.

4)    Ручной труд.

5)    Ознакомление с трудом взрослых.

 

Формы организации трудовой деятельности:

1)    Поручения:

Ø простые и сложные;

Ø эпизодические и длительные;

Ø коллективные.

2)    Дежурства.

3)    Коллективный труд.

 

Типы организации труда детей

1)    Индивидуальный труд.

2)    Труд рядом.

3)    Общий труд.

4)    Совместный труд.

 

 

Особенности структуры и формы детской трудовой деятельности

 

Условное обозначение

Особенности структуры

Наличие совместных действий в зависимости от участников

Индивидуальный труд

Ребенок действует сам, выполняя все задания в индивидуальном темпе

Не испытывает никакой зависимости от других детей

Труд рядом

Труд общий

Участников объединяет общее задание и общий результат

Возникает необходимость согласований при распределении задании, при обобщении результатов

Труд совместный

Наличие тесной зависимости от партнеров, темпа и качества их деятельности

Каждый участник является контролером деятельности предыдущего участника

 

Методы и приемы трудового воспитания детей

I группа методов: формирование нравственных представление, суждений, оценок.

1)    Решение маленьких логических задач, загадок.

2)    Приучение к размышлению, логические беседы.

3)    Беседы на этические темы.

4)    Чтение художественной литературы.

5)    Рассматривание иллюстраций.

6)    Рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций.

7)    Просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов.

8)    Задачи на решение коммуникативных ситуаций.

9)    Придумывание сказок.

 

II группа методов: создание у детей практического опыта трудовой деятельности.

1)    Приучение к положительным формам общественного поведения.

2)    Показ действий.

3)    Пример взрослого и детей.

4)    Целенаправленное наблюдение.

5)    Организация интересной деятельности (общественно-полезный труд).

6)    Разыгрывание коммуникативных ситуаций.

7)    Создание контрольных педагогических ситуаций.

 

Формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

 

Содержание 

Возраст

Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

1. Развитие игровой деятельности

* Сюжетно-ролевые игры

* Подвижные игры

* Театрализованные игры

* Дидактические игры

3-7 лет

вторая младшая, средняя, старшая и подг. к школе группы

Занятия, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, обучающие игры, досуговые игры, народные игры.

Самостоятельные сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, досуговые игры с участием воспитателей

В соответствии с режимом дня

Игры-экспериментирование

Сюжетные самодеятельные игры (с собственными знаниями детей на основе их опыта). Вне игровой формы:

самодеятельность дошкольников;

изобразительная деят-ть;

труд в природе;

экспериментирование;

конструирование;

бытовая деятельность;

наблюдение

2.        Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

3-5 лет вторая младшая и средняя группы

Беседы, обучение, чтение худ. литературы,

дидактические игры, игровые занятия, сюжетно ролевые игры,

игровая деятельность

(игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, пальчиковые игры)

Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы, показ);

Культурно-гигиенические процедуры (объяснение, напоминание);

Игровая деятельность во время прогулки (объяснение, напоминание)

Игровая деятельность, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, самообслуживание

5-7 лет старшая и подг. к школе группы

Беседы- занятия, чтение    худ. литературы, проблемные ситуации, поисково –творческие задания, экскурсии, праздники, просмотр видеофильмов,

театрализованные постановки, решение задач

Индивидуальная работа во время утреннего приема Культурно-гигиенические процедуры (напоминание);

Игровая деятельность во время прогулки (напоминание);

дежурство; тематические досуги.

Минутка вежливости

Игровая деятельность

(игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, хороводные игры, игры с правилами), дидакт. игры, сюжетно-ролевые игры, дежурство, самообслуживание, подвижные, театрализованные игры, продуктивная деят-ть

3. Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности 

* образ Я

* семья

* детский сад

* родная страна

* наша армия (со ст. гр.)

* наша планета (подг.гр)

3-5 лет вторая младшая и средняя группы

Игровые упражнения,

познавательные беседы, дидактические игры, праздники, музыкальные досуги, развлечения, чтение

рассказ

экскурсия

Прогулка

Самостоятельная деятельность

Тематические досуги

Труд (в природе, дежурство)

сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, настольно-печатные игры

5-7 лет старшая и подг. к школе группы

Викторины, КВН, познавательные досуги, тематические досуги, чтение

рассказ

экскурсия

Тематические досуги

Создание коллекций

Проектная деятельность Исследовательская деятельность

Сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, настольно-печатные игры, продуктивная деятельность, дежурство

4. Формирование патриотических чувств

 

5-7 лет старшая и подг. к школе группы

познавательные беседы, развлечения, моделирование, настольные игры, чтение, творческие задания, видеофильмы

Игра

Наблюдение

Упражнение

рассматривание иллюстраций,

дидактическая игра, изобразительная деятельность

5. Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу

5-7 лет старшая и подг. к школе группы

познавательные викторины, КВН, конструирование, моделирование,

чтение

Объяснение

Напоминание

Наблюдение

рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность, театрализация

1.     Формирование

основ собственной безопасности

*ребенок и другие люди

*ребенок и природа

*ребенок дома

*ребенок и улица

 

3-7 лет 

Беседы, обучение,

Чтение

Объяснение, напоминание

Упражнения,

Рассказ

Продуктивная

Деятельность

Рассматривание

иллюстраций

Рассказы, чтение

Целевые   прогулки

Дидактические и настольно-печатные игры;

Сюжетно-ролевые игры

Минутка безопасности

Показ, объяснение,

бучение, напоминание

Рассматривание

иллюстраций Дидактическая игра Продуктивная

деятельность

Для самостоятельной игровой деятельности -   разметка дороги вокруг детского сада,

Творческие задания,

Рассматривание

Иллюстраций, Дидактическая игра, Продуктивная

деятельность

7.Развитие трудовой деятельности

7.1. Самообслуживание

3-4 года вторая младшая группа

Напоминание,

беседы, потешки

Разыгрывание игровых ситуаций

Показ, объяснение, обучение, наблюдение.  Напоминание

Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самообслуживания

Дидактическая игра Просмотр видеофильмов

4-5 лет средняя группа

Упражнение, беседа, объяснение, поручение

Чтение и рассматривание книг познавательного характера о труде взрослых, досуг

Показ, объяснение,

обучение, напоминание

Создание ситуаций побуждающих детей к оказанию помощи сверстнику и взрослому.

Рассказ, потешки,

Напоминание 

Просмотр видеофильмов,

Дидактические игры

5-7 лет старшая и подг. к школе группы

Чтение художественной литературы

Поручения, игровые ситуации,

Досуг

Объяснение,

 обучение, напоминание

Дидактические и развивающие игры

Дидактические игры, рассматривание иллюстраций,

сюжетно-ролевые игры

7.2. Хозяйственно-бытовой труд

3-4 года вторая младшая группа

Обучение, наблюдение

 поручения, рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы,

просмотр видеофильмов,

Обучение, показ, объяснение, 

Наблюдение.

Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самостоятельных трудовых действий

Продуктивная деятельность,

поручения,

совместный труд детей

 

4-5 лет средняя группа

Обучение, поручения,

совместный труд, дидактические игры, продуктивная деятельность

Чтение художественной литературы,

просмотр видеофильмов

Обучение, показ, объяснение напоминание Дидактические и развивающие игры. Создание ситуаций, побуждающих детей к закреплению желания бережного отношения к своему труду и труду других людей

Творческие задания, дежурство,

задания,

поручения

совместный труд детей

5-7 лет старшая и подг. к школе группы

Обучение,

коллективный труд, поручения,

дидактические игры, продуктивная деятельность,

экскурсии

 

Обучение, показ, объяснение

Трудовые поручения, участие в совместной со взрослым в уборке игровых уголков, 

участие в ремонте атрибутов для игр детей и книг.

Уборка постели после сна,

Сервировка стола,

Самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их

Творческие задания, дежурство,

 задания,

поручения

7.3.  Труд в природе

3-4 года вторая младшая группа

Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы

 

Показ, объяснение, обучение наблюдение

Дидакт.  и развивающие игры.

Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению заботливого отношения к природе.

Наблюдение, как взрослый ухаживает за растениями и животными.

Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями и животными

Продуктивная деятельность,

тематические досуги

4-5 лет средняя группа

Обучение,

совместный труд детей и взрослых,

 беседы, чтение художественной литературы, дидактическая игра

Просмотр видеофильмов

Показ, объяснение,

обучение напоминания

Дидактические и развивающие игры. Трудовые поручения,

 участие в совместной работе со взрослым в уходе за растениями и животными, уголка природы Выращивание зелени для корма птиц в зимнее время.

Подкормка птиц.

Работа на огороде и цветнике

Продуктивная деятельность,

ведение календаря природы совместно с воспитателем, тематические досуги

 

5-7 лет старшая и подг. к школе группы

Обучение,

 совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы, дидактическая игра

Просмотр видеофильмов целевые прогулки

Показ, объяснение, обучение напоминания

Дежурство в уголке природы. Дидактические и развивающие игры.

Трудовые поручения, участие в совместной работе со взрослым в уходе за растениями и животными, уголка природы

Продуктивная деятельность, ведение календаря природы, тематические досуги

7.4. Ручной труд

5-7 лет старшая и подг. к школе группы

Совместная деятельность детей и взрослых, продуктивная деятельность

Показ, объяснение, обучение, напоминание

Дидактические и развивающие игры. Трудовые поручения,

Участие со взрослым по ремонту атрибутов для игр детей, подклейке книг,

Изготовление пособий для занятий, самостоятельное планирование трудовой деятельности

Работа с природным материалом, бумагой, тканью. игры и игрушки своими руками.

Продуктивная деятельность

7.7. Формирование первичных представлений о труде взрослых

3-5 лет вторая младшая и средняя группы

Наблюдение, целевые прогулки, рассказывание, чтение. Рассматривание иллюстраций

Дидактические игры,

Сюжетно-ролевые игры,

 чтение,

закрепление

Сюжетно-ролевые игры,

обыгрывание, дидактические игры. Практическая деятельность

5-7 лет старшая и подг. к школе группы

Экскурсии,

наблюдения, рассказы, обучение, чтение, рассматривание иллюстраций, 

просмотр видео

Дидактические игры,

обучение,

чтение,

практическая деятельность, встречи с людьми интересных профессий,

 создание альбомов,

Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры