Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 98
ГлавнаяСведения об образоваетльной организацииДоступная средаМетодический кабинетИнформация для родителейИз опыта работыНовостиСервисыКалейдоскоп успехов
Региональный компонент
 

Региональный компонент

Образовательная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Уральского края.

Основной целью работы является способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики народов Южного Урала.

Поставленные задачи:

1) Способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре, истории народов региона Южного Урала;

2) Формировать эмоционально-положительное отношение к представителям культур Южного Урала;

3) Развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской деятельности.

Основные задачи образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие

·        Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

·        Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

·        Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

·        Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

·        Формирование готовности к совместной деятельности.

·        Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.

·        Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

·        Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

·        Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

·        Формирование познавательных действий, становление сознания.

·        Развитие воображения и творческой активности.

·        Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

·        Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

·        Владение речью как средством общения.

·        Обогащение активного словаря.

·        Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

·        Развитие речевого творчества.

·        Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

·        Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

·        Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 Художественно - эстетическое развитие

·        Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

·        Становление эстетического отношения к окружающему миру.

·        Формирование элементарных представлений о видах искусства.

·        Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

·        Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

·        Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Физическое развитие

·        Развитие физических качеств.

·        Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.

·        Правильное выполнение основных движений.

·        Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.

·        Овладение подвижными играми с правилами.

·        Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

·        Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

  В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.

Содержание работы по региональному компоненту

Приоритетным направлением работы дошкольных групп ДОУ является:

- изучение и максимальное использование благоприятных климатических, природных и культурных особенностей уральского региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы,

- развитие физических качеств, участие старших дошкольников в спортивной жизни города, в районных, городских соревнованиях, конкурсах, акциях; организация интеллектуальной, эмоциональной и физической активности как оптимальный вариант нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников.

Рабочая программа включает в содержание работы региональный компонент во всех видах детской деятельности:

- средствами использования региональных, муниципальных программ, авторизованных программ и опытов работы педагогов МБДОУ города Миасс по ознакомлению детей с национально-культурными особенностями Урала, города, района и формированию духовно-нравственной культуры;

- через изучение и максимальное использование благоприятных климатических, природных и культурных особенностей Уральского региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы

Реализация регионального компонента осуществляется в образовательной деятельности в режимных моментах

Региональный компонент предусматривает:

  • построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своей малой родине;
  • приобщение ребенка к национальному культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Дети совместно с взрослыми познают традиции и обычаи народностей Урала. Знакомятся с географическими особенностями города, с достопримечательностями города и районов;
  • развитие физических качеств. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в спортивной жизни города, в районных, городских соревнованиях, конкурсах, акциях.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется по авторским программам Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал» / Е.С.Бабунова, Е.Г.Лопатина, В.И.Турченко.- Магнитогорск: МаГУ, 2003.

Целью реализации программ является процесс, который предполагает:

Организацию интеллектуальной, эмоциональной и физической активности как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников

– на примере ближнего природного и социального окружения ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём средствами краеведческой деятельности

В связи с этим основными задачами являются:

В области образования:

- расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, достопримечательностях города, социальным навыкам;

- приобретение умений и навыков в работе с картой;

- приобретение специальных знаний по вопросам краеведческой деятельности, оказанию первой доврачебной помощи;

- развитие интеллекта ребенка, формирование   наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;

- знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.

 В области воспитания:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного - отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

 В области физической подготовки:

- физическое совершенствование дошкольников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;

- способствовать физическому развитию и оздоровлению

- учить ориентироваться в природной и социальной среде обитания.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

 В тематический план программ включены следующие темы:

- Вводное занятие - чем интересны краеведческие путешествия (введение в курс обучения); чем и как будут заниматься, просмотр видеороликов, фотографий, слайдов о деятельности, об истории города, его районах, о животном и растительном мире и пр…)

- Карта-схема города Миасс (изучение топографических знаков, изображение рельефа и его элементов на картах-схемах, топографических картах, чтение карт и работа с ними. Населенные пункты. Достопримечательности Урала и его районов.

- Рельеф Урала и горные породы. Характеристика рельефа и горные породы (изучение рельефа и горных пород на выездных мероприятиях, музейная педагогика)

- Наш край. Ознакомление с Челябинской областью. Города и символика области.

Моя семья и род. Презентация семьи. Родословное древо. Создание личного альбома «Я и моя семья». Традиции народов области. Традиционные религии. Сказания о народах. Народный фольклор. Театрализованные представления.

- Растительный мир Урала. Особенности растительности. Ядовитые и опасные растения. Лекарственные растения. Умение различать в гербарии, в рисунках, в прогулках-путешествиях лекарственные и ядовитые растения, грибы сочинского региона; «Зеленая аптека» - использование лекарственных и съедобных растений и пр.

Животный мир. Особенности животного мира Урала. Каких животных можно встретить в лесу. Посещение музея природы. Охраняемые животные.

- Охрана природы. Охрана природы. Экология и охрана природы. Заповедная природа - Красная книга. Правила поведения в природе. Помощь природе, театрализованных игр.

- Изучение и охрана памятников истории, культуры, природы. Знакомство с памятниками партизанам, «Вечный огонь», Возложение цветов, участие в охранных мероприятиях с приобщением родителей. Фотовыставка и выставка рисунков. Встречи с ветеранами ВОВ и краеведами- историками.

- Повторение материала. Повторение тем на конкурсах, викторинах, экологических праздниках. Участие в семейном фестивале «Мой город – самый лучший!», «Возьмемся за руки, друзья!»

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы и формы работы:

- Совместная деятельность с детьми: непосредственно образовательная и образовательная деятельность в режимных моментах;

- Самостоятельная деятельность с детьми;

- Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации задач национально-культурного компонента;

- создание предметно-развивающей среды для реализации поставленных задач

- поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах),

- метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях.

Для реализации программы могут быть использованы разнообразные формы работы: различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий - «туристская полоса», ролевые игры по ориентированию «Найди клад», «Ориентирование по легенде» и др.), викторины, конкурсы, проведение дней здоровья, экскурсионные выходы, походы выходного дня.

Формы и виды контроля: конкурсы, викторины, игры, соревнования.