Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 98
ГлавнаяСведения об образоваетльной организацииДоступная средаМетодический кабинетИнформация для родителейИз опыта работыНовостиСервисыКалейдоскоп успехов
Познавательное развитие

                                                Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Задачи:

1)    Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

2)    Формирование познавательных действий, становление сознания.

3)    Развитие воображения и творческой активности.

4)    Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

5)    Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

6)    Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

 

Формирование элементарных математических представлений

Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Развивающие задачи ФЭМП

1)     Формировать представление о числе.

2)    Формировать геометрические представления.

3)    Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях).

4)    Развивать сенсорные возможности.

5)    Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин

6)    Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин.

7)    Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии –

8)    предпосылки творческого продуктивного мышления.

 Принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений

1)    Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления    

2)    Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»

3)    Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий

4)    Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий

 Формы работы по формированию элементарных математических представлений

1)    Обучение в повседневных бытовых ситуациях (МлДВ).

2)    Демонстрационные опыты (МлДВ).

3)    Сенсорные праздники на основе народного календаря (МлДВ).

4)    Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления (средняя и старшая группы).

5)    Коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы).

6)    Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми).

7)    Свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики (МлДВ).

8)    Самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы).

Детское экспериментирование

Ребенок и мир природы

 

Законы общего дома природы:

Y Все живые организмы имеют равное право на жизнь

Y В природе всё взаимосвязано

Y В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое

Задачи ознакомления дошкольников с социальным миром:

 1)    Сформировать у ребенка представление о себе как о представителе человеческого рода.

2)    Сформировать у ребенка представлений о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях; о разнообразной деятельности людей.

3)    На основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважением к людям.

Триединая функция знаний о социальном мире:

Ø Знания должны нести информацию (информативность знаний.

Ø Знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность знаний).

Ø Знания должны побуждать к деятельности, поступкам (побудительность).

Формы организации образовательной деятельности

Ø Познавательные эвристические беседы.

Ø Чтение художественной литературы.

Ø Изобразительная и конструктивная деятельность.

Ø Экспериментирование и опыты.

Ø Музыка.

Ø Игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные).

Ø Наблюдения.

Ø Трудовая деятельность.

Ø Праздники и развлечения.

Ø Индивидуальные беседы.

 

Формы работы с детьми образовательная область «Познавательное развитие»

 

Содержание 

Возраст

Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

1.Формирование элементарных математических представлений

* количество и счет

* величина

* форма

* ориентировка в пространстве

* ориентировка во времени

3-5 лет вторая младшая и средняя группы

Интегрированные деятельность

Упражнения

Игры (дидактические, подвижные)

Рассматривание (ср. гр.)

Наблюдение (ср. гр.)

Чтение (ср. гр.)

 Досуг

Игровые упражнения

Напоминание

Объяснение

Рассматривание (ср. гр.)

Наблюдение (ср. гр.)

 

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

 

 

5-7 лет старшая и подг. к школе группы

Интегрированные занятия

Проблемно-поисковые ситуации

Упражнения

Игры (дидактические, подвижные)

Рассматривание

Наблюдение

Досуг, КВН, Чтение

Игровые упражнения

Объяснение

Рассматривание

Наблюдение

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

 

2. Детское экспериментирование

3-5 лет вторая младшая и средняя группы

Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среде

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования

Игровые упражнения

Игры (дидактические, подвижные)

Показ

Игры экспериментирования

(ср. гр.)

Простейшие опыты

Игровые упражнения

Напоминание

Объяснение

Обследование

Наблюдение

Наблюдение на прогулке

Развивающие игры

 

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Игры-экспериментирования Игры с использованием дидактических материалов

Наблюдение

Интегрированная детская деятельность

(включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)

5-7 лет старшая и подг. к школе группы

Интегрированные занятия

Экспериментирование

Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среде

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования

Игровые упражнения

Игры (дидактические, подвижные)

Показ

Тематическая прогулка

КВН (подг. гр.)

Игровые упражнения

Напоминание

Объяснение

Обследование

Наблюдение

Наблюдение на прогулке

Игры экспериментирования

Развивающие игры

Проблемные ситуации

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Игры-экспериментирования Игры с использованием дидактических материалов

Наблюдение

Интегрированная детская деятельность

(включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)

3.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

* предметное и социальное окружение

* ознакомление с природой

3-5 лет вторая младшая и средняя группы

Сюжетно-ролевая игра

Игровые обучающие ситуации

Наблюдение

Целевые прогулки

Игра-экспериментирование

Исследовательская деятельность

Конструирование

Развивающие игры

Экскурсии

Ситуативный разговор

Рассказ

Беседы

 Экологические, досуги, праздники, развлечения

Сюжетно-ролевая игра

Игровые обучающие ситуации

Рассматривание

Наблюдение

Труд в уголке природе

Экспериментирование

Исследовательская деятельность

Конструирование

Развивающие игры

Экскурсии

Рассказ

Беседа

Сюжетно-ролевая игра

Игровые обучающие ситуации

Игры с правилами

Рассматривание

Наблюдение

Игра-экспериментирование

Исследовательская деятельность

Конструирование

Развивающие игры

 

 

5-7 лет старшая и подг. к школе группы

Сюжетно-ролевая игра

Игровые обучающие ситуации

Наблюдение

Рассматривание, просмотр фильмов, слайдов

 Труд в уголке природе, огороде, цветнике

Целевые прогулки

Экологические акции

Экспериментирование, опыты

Моделирование

Исследовательская деятельность

Комплексные, интегрированные занятия

Конструирование

Развивающие игры

Беседа

Рассказ

Создание коллекций, музейных экспозиций

Проектная деятельность

Проблемные ситуации

Экологические, досуги, праздники, развлечения

Сюжетно-ролевая игра

Игровые обучающие ситуации

Наблюдение

Труд в уголке природе, огороде, цветнике

Подкормка птиц

Выращивание растений

Экспериментирование

Исследовательская деятельность

Конструирование

Развивающие игры

Беседа

Рассказ

Создание коллекций

Проектная деятельность

Проблемные ситуации

Сюжетно-ролевая игра

Игры с правилами

Рассматривание

Наблюдение

Экспериментирование

Исследовательская деятельность

Конструирование

Развивающие игры

Моделирование

Самостоятельная художественно-речевая деятельность

Деятельность в уголке природы