Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 98
ГлавнаяСведения об образоваетльной организацииДоступная средаМетодический кабинетИнформация для родителейИз опыта работыНовостиСервисыКалейдоскоп успехов
Физическое развитие

Образовательная область «Физическое развитие»

Цель:

1) гармоничное физическое развитие;

 2) формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;

3) формирование основ здорового образа жизни.

Задачи:

 1) Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм; всестороннее физическое совершенствование функций организма; повышение работоспособности и закаливание.

2) Образовательные:  формирование двигательных умений и навыков; развитие физических качеств; овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

3) Воспитательные: формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями; разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое.

Направления физического развития:

1) Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:

  • связанной с выполнением упражнений; 
  •  направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость;
  • способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
  • связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

2) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

3) Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Принципы физического развития:

1) Дидактические:

  • систематичность и последовательность;
  • развивающее обучение; доступность;
  • воспитывающее обучение;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей;
  • сознательность и активность ребенка;
  • наглядность.

 2) Специальные:

  • непрерывность;
  • последовательность наращивания тренирующих воздействий; 
  • цикличность.

3) Гигиенические:

  • сбалансированность нагрузок; 
  • рациональность чередования деятельности и отдыха;
  • возрастная адекватность;
  • оздоровительная направленность всего образовательного процесса;
  • осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания.

 Методы физического развития:

1) Наглядные:

  • наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);
  • наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
  • тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).

2) Словесные:

  • объяснения, пояснения, указания;
  • подача команд, распоряжений, сигналов;
  • вопросы к детям;
  • образный сюжетный рассказ, беседа;
  • словесная инструкция.

3) Практические:

  • Повторение упражнений без изменения и с изменениями;
  • Проведение упражнений в игровой форме;
  • Проведение упражнений в соревновательной форме.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В МБДОУ № 98

Формы организации

Ранний возраст

Младший возраст

Старший возраст

1 младшие группы

2 Младшие

группы

Средние

группы

Старшие

группы

Подготовит.

группы

Организованная деятельность

4-6 часов в неделю

6 часов в неделю

8 часов в неделю

Утренняя гимнастика

5 минут

6-8 минут

6-8 минут

8- 10 минут

10- 12 минут

Дозированный бег

 

 

3-4 минуты

5-6 минут

7-8 минут

Упражнения после дневного сна

5 минут

5- 10 минут

5- 10 минут

5-10 минут

5-10 минут

Подвижные игры

 

не менее 2-4 раз в день

5 минут

6-8 минут

10-15 минут

15-20 минут

15- 20 минут

Спортивные игры

 

 

Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю

Спортивные упражнения

 

Целенаправленное обучение не реже 1 раза в неделю

 

8-12 минут

8-15 минут

8-15 минут

Физкультурные упражнения на прогулке

 

Ежедневно с подгруппами

5 минут

5-10 мин

10-12 мин

10-15 минут

10-15 минут

Спортивные развлечения

1 в год

3 в год

3 в год

4 в год

6 в год

10 минут

15 минут

20 минут

30 минут

30- 40 минут

Спортивные праздники

1 в год

2- 4 в год

 

15 минут

15 минут

20 минут

30 минут

40 минут

 День здоровья

1 в год

Не реже 1 в квартал

 

         1 день в месяц

 

         1 раз в месяц

 

   Неделя здоровья

1 раза в год

Самостоятельная двигательная деятельность

ежедневно

 ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В МБДОУ № 98

Формы организации

Особенности организации

1.      

Утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в зале, длительность- по возрасту

2.      

Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

Ежедневно в течение 8- 10 минут

 

3.      

Динамические паузы вовремя НОД

Ежедневно, в зависимости от вида и содержания занятий

4.      

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно с учетом уровней двигательной активности (ДА) детей, длительность по возрасту

5.      

Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

Ежедневно во время прогулки, длительность- по возрасту

6.      

Прогулки - походы в лес или парк

1- 3 раза в квартал, во время, отведенное для физкультурного занятия, организованных игр и упражнений

7.      

Оздоровительный бег

2 раза в неделю, подгруппами по 5- 7 человек во время утренней прогулки, длительность - 3-7 мин. (в летний период старшие группы)

8.      

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами

Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей, длительность - не более 10 мин.

9.      

НОД по физической культуре

3 раза в неделю Длительность - согласно возрастной группе

10.        

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей

11.        

Физкультурно- спортивные праздники

2-3 раза в год (последняя неделя квартала)

12.        

Неделя здоровья

1-2 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной- двух групп

13.        

Физкультурный досуг

2- 3 раза в год, внутри детского сада или совместно со сверстниками соседнего учреждения

14.        

Физкультурно - спортивные праздники

1- 2 раза в год на воздухе или в зале, длительность- не более 30 мин.

15.        

Игры - соревнования между возрастными группами

1 раз в год в спортивном клубе или в школе микрорайона, длительность - не более 30 мин

16.        

Спартакиады вне детского сада

Участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности

17.        

Совместная физкультурно - оздоровительная работа детского сада и семьи

По желанию родителей и детей не более 2 раза в неделю, длительность 25- 30 мин

18.        

Физкультурно - образовательная деятельность детей совместно с родителями в дошкольном учреждении

Определяется воспитателем по обоюдному желанию родителей, воспитателей и детей

 

19.        

Участие родителей в физкультурно - оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада

Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий

  

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МБДОУ № 98 

 

Виды

Особенности организации

 

Медико-профилактические

 

Закаливание   в соответствии с медицинскими показаниями

1.

обширное умывание после дневного сна (мытье рук до локтя)

Дошкольные группы ежедневно

2.

хождение по мокрым дорожкам после сна

Первая и вторая младшие ежедневно

3.

обливание кистей рук

Средняя, старшая, подготовительная ежедневно

4.

сухое обтирание

Средняя, старшая, подготовительная ежедневно

5.

ходьба босиком

Все группы ежедневно

6.   

облегченная одежда

Все группы ежедневно

 

Профилактические мероприятия

1.

витаминизация 3-х блюд

ежедневно

2.

употребление фитонцидов (лук, чеснок)

Осенне-зимний период

3.

полоскание рта после еды

ежедневно

4.

чесночные бусы

ежедневно, по эпидпоказаниям

 

Медицинские

1.

мониторинг здоровья воспитанников

В течение года

2.

плановые медицинские осмотры

2 раза в год

3.

антропометрические измерения

2 раза в год

4.

профилактические прививки

По возрасту

5.

кварцевание

По эпидпоказаниям

6.

организация и контроль питания детей

ежедневно

 

Физкультурно - оздоровительные

1.

корригирующие упражнения (улучшение осанки, плоскостопие, зрение)

ежедневно

2.

зрительная гимнастика

ежедневно

3.

пальчиковая гимнастика

ежедневно

4.

дыхательная гимнастика

ежедневно

5.

элементы точечного массажа, су-джок

средняя, старшая, подготовительная, не реже 1 раза в неделю

6.

элементы упражнений хатха-йога.

старшая, подготовительная, не реже 1 раза в неделю

7.

динамические паузы

ежедневно

8.

релаксация

2-3 раза в неделю

9.

музотерапия

ежедневно

10.

цветотерапия

2-3 раза в неделю

11.

сказкотерапия

ежедневно

 

Образовательные

1.

привитие культурно-гигиенических навыков

ежедневно

2.

образовательная деятельность из серии «Школа здоровья»

Дошкольные группы не реже 1 раза в месяц

 

Формы организации работы с детьми по образовательной области «Физическое развитие» 

 

Содержание 

Воз-ст

НОД

Образовательная деятельность, реализуемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

1.Основные движения:

  -ходьба; бег; катание, бросание, метание, ловля; ползание, лазание; упражнения в равновесии;

строевые упражнения; ритмические упражнения.

 

 

2.Общеразвивающие упражнения

 

 

 

3.Подвижные игры

 

 

 

 

4.Спортивные упражнения

 

 

 

 

 

5.Активный отдых

 

 

 

 

6. Формирование начальных представлений о ЗОЖ

 

 

3-5 лет,

2 мл, ср-няя группы

 

НОД по физическому воспитанию:

- сюжетно-игровые

- тематические

-классические

-тренирующее

 

 

 

 

 

В НОД по физическому воспитанию:

-тематические комплексы

-сюжетные

-классические

-с предметами

-подражательный комплекс

Физ. минутки

Динамические паузы

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающие игры по инициативе воспитателя

(сюжетно-дидактические),

развлечения

Утренний отрезок времени

Индивидуальная работа воспитателя

Игровые упражнения

Утренняя гимнастика:

-классическая

-сюжетно-игровая

-тематическая

-полоса препятствий

Подражательные движения

Прогулка

Подвижная игра большой и малой подвижности

Игровые упражнения

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа

Занятия по физическому воспитанию на улице

Подражательные движения

Вечерний отрезок времени, включая прогулку

Гимнастика после дневного сна:

- коррекционная

-оздоровительная

-сюжетно-игровая

-полоса препятствий

Физкультурные упражнения

Коррекционные упражнения

Индивидуальная работа

Подражательные движения

 

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники

День здоровья (ср. гр.)

 

Дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, иллюстративный материал

 

Игра

Игровое упражнение
Подражательные движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры

 

 

1.Основные движения:

  -ходьба; бег; катание, бросание, метание, ловля; ползание, лазание; упражнения в равновесии;

строевые упражнения; ритмические упражнения.

 

 

2.Общеразвивающие упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Подвижные игры

 

 

 

 

4.Спортивные упражнения

 

5.Спортивные игры

 

6.Активный отдых

 

7. Формирование начальных представлений о ЗОЖ

 

5-7 лет, ст. и подг.

группы

НОД по физическому воспитанию:

- сюжетно-игровые

- тематические

-классические

-тренирующее

-по развитию элементов двигательной креативности

(творчества)

 

В занятиях по физическому воспитанию:

-сюжетный комплекс

-подражательный комплекс

- комплекс с предметами

Физ.минутки

Динамические паузы

Подвижная игра большой, малой подвижности и с элементами спортивных игр

 

 

 

 

 

 

 

 

Развлечения, ОБЖ,

 минутка здоровья

Утренний отрезок времени

Индивидуальная работа воспитателя

Игровые упражнения

Утренняя гимнастика:

-классическая

-игровая

-полоса препятствий

-музыкально-ритмическая

-аэробика (подгот. гр.)

Подражательные движения

Прогулка

Подвижная игра большой и малой подвижности

Игровые упражнения

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа

Занятия по физическому воспитанию на улице

Подражательные движения

Занятие-поход (подгот. гр.)

Вечерний отрезок времени, включая прогулку

Гимнастика после дневного сна

-оздоровительная

-коррекционная

-полоса препятствий

Физкультурные упражнения

Коррекционные упражнения

Индивидуальная работа

Подражательные движения

 

 

 

 

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники

День здоровья

 

Объяснение, показ, дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, иллюстративный материал, досуг, театрализованные игры.

 

Игровые упражнения

Подражательные движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические, сюжетно-ролевые игры