Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 98
ГлавнаяСведения об образоваетльной организацииДоступная средаМетодический кабинетИнформация для родителейИз опыта работыНовостиСервисыКалейдоскоп успехов
Целевые ориентиры дошкольного образования
 

Планируемые результаты усвоения программы.

    Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

      Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.  Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. 

Настоящие требования являются ориентирами для:

а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;

б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 до 7 лет;

в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

аттестацию педагогических кадров;

оценку качества образования;

оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

·        Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.

·        Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

·        Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования у детей с ОВЗ:

 

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

Ø ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Ø использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

Ø владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

 

Ø стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

Ø проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

Ø проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

Ø у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

  

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Ø ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Ø ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Ø ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Ø ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Ø у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Ø ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Ø ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования у детей с ОВЗ:

Ø    У ребенка развита общая моторика и оценка двигательных возможностей: синхронно и точно выполняет движения, темп выполнения движений нормальный, манипулятивная функция развита достаточно – движения  синхронные и точные, координированные, выполняет движения обеими руками, и осуществляет контроль за действиями, помнит двигательные программы, темп выполнения нормальный; готовность руки к письму: графический образец воспроизводит правильно, управляет движениями своей руки, сформирована координация в системе «глаз – рука», зрительный контроль достаточен;

Примечание

У детей с корковым генезом (алалией, афазией, корковой дизартрией), а также при нарушениях иннервации отмечается асинхронность движений, инертность, персеверации, плохое запоминание двигательных программ, нарушение последовательности движений, пропуски, добавления или перестановки местами некоторых звеньев, поиски поз.

у ребенка развито целостное восприятие изображения: изображение узнает и называет верно, метод - зрительное соотнесение; по тактильному восприятию представления полноценные - узнаёт предметы по форме, величине и фактуре на основе тактильного восприятия и обозначает их словом.

Ø    ребенок обладает пространственно-временными представлениями:   ориентируется в схеме собственного тела, различает правую и левую руки, понимает способ  переноса на собеседника; имеет  представления о пространстве объектов. Осознанно, самостоятельно анализирует положение предметов, на основе ориентировки «на себе», удерживает программу действий, действует по словесной инструкции и может обобщить в слове; ориентируется на листе бумаги - пространственные представления сформированы, самостоятельно использует пространственные речевые инструкции (экспрессивный уровень); имеет представления о временах года и их последовательности сформированы.

Ø    у ребенка развиты элементы логического мышления- доступно решение задачи в плане классификации и сериации; сформирован уровень обобщения, логическая обоснованность, активность, возможность использования обобщенных представлений, выполняет классификацию с учетом основного признака, логически обосновывает, обобщает в речевом плане; развито наглядно-образное мышление, продуктивное воображение- образы разнообразные, носят оригинальный или конкретный, наглядный характер; верно осмысливает содержание отдельных картинок как единое целое, понимает, что событие представлено последовательно, может составить логический рассказ; хорошо анализирует образец, учитывает принцип чередования, размеры элементов сохранены, работает с интересом; представления о количестве сформированы, выполняет счетные операции в уме в пределах 10, решает предложенные устные задачи в пределах 6 и более;

Ø    ребенок овладел умением анализировать звуковой состав слова, уровень развития предпосылок к учебной деятельности достаточный, самостоятельно может проанализировать слова и определить место звука в слове из пяти – шести звуков; понимает речь в полном объеме, принимает активное участие в речевом диалоге, активный словарный запас соответствует возрасту (собственная речь фразовая, хорошо понятная для окружающих), грамматический строй сформирован, звуковая сторона речи усвоена полностью, функции фонематического слуха сформированы – дифференцирует на слух и в произношении.

Ø    ребенок овладел умениями пользоваться приемами опосредованного запоминания. Точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания, характерна выраженная мыслительная активность при установлении связи слова с картинкой; самостоятельно рассказывает стихи, наизусть, передает ритм, интонацию, выразительность, ошибки отсутствуют, проявляет интерес к запоминанию;

Ø    ребенок овладел общим запасом знаний и представлений: представления об окружающем конкретны, достаточно развёрнуты, осознаны, устанавливает последовательность возрастного развития, отвечает на вопросы в правильной грамматической форме;

Ø    ребенок овладел продуктивными видами деятельности: сформированность предметного рисунка- рисует заданные предметы с деталями, используя цвет как определенный признак предметов, четко отмечаются тенденции к сюжетному изображению;

Ø    ребенок легко устанавливает полноценный контакт, способствует совместной деятельности, контакт стабилен на протяжении всего времени общения; реакция на одобрение и поощрение адекватная, окрашена положительными эмоциями, выраженное стремление получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость; реакция на замечания и требования адекватная, замечания огорчают, однако стимулируют ребенка (исправляет свое поведение в соответствии с замечанием); гордится своими успехами, критически оценивает неудовлетворительные результаты своей деятельности, сосредотачивается на задании, самостоятельно решает проблему и фиксирует в элементарных речевых высказываниях; общий фон настроения- адекватный уравновешенный, настроение бодрое, спокойное; эмоции отчетливо выражены и разнообразны, адекватны, проявляются спонтанно, жизнерадостный, улыбчивый;

Ø    ребенок в общении с взрослыми проявляет активность, испытывает потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении со стороны взрослого, ведущий мотив – личностный, основными средствами общения являются речевые; со сверстниками проявляется выраженная активность в общении, репертуар средств общения богат и разнообразен, хорошо владеет способами разрешения возникших конфликтных ситуаций, мнения товарищей значимо и учитывается в процессе общения;

Ø    ребенок проявляет выраженный и стойкий интерес от начала до конца задания работает увлечённо, с удовольствием, появляются мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества нет четкого доминирования мотивов;

Ø    ребенок самостоятельно начинает и выполняет задание, помощь не требуется; действует целенаправленно, активен на протяжении всего задания; нормальная работоспособность сохраняется до конца задания, темп деятельности без колебаний, продуктивность достаточная; ребенок способен к длительному сосредоточению и переключению внимания, воспринимает  необходимый объём информации; отмечаются навыки самоконтроля и саморегуляции, ошибки не допускает, либо допускает, но эффективна стимулирующая помощь; понимает свои успехи и неудачи, способен оценивать свое поведение с позиций моральных норм, самооценка завышена, но хвалят себя уже не в открытой форме, (у большинства детей к 7 годам самооценка становится более адекватной, однако более характерно ее завышение, чем занижение), ярко выражена установка на результат.