Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 98
ГлавнаяСведения об образоваетльной организацииДоступная средаМетодический кабинетИнформация для родителейИз опыта работыНовостиСервисыКалейдоскоп успехов
Речевичок

Артикуляционная гимнастика

Когда нужно обратиться к логопеду
      Очень часто современные родители не видят грань между нормальным развитием ребенка и какими-то небольшими отклонениями. Причем, все это связано с нынешней общедоступностью информации: интернет, журналы, телевидение. К сожалению, не всегда эта информация является проверенной и правдивой. Одна мама считает, что в 1,5 года ребенок уже должен четко говорить слова и предложения, ведь ее малыш уже так делает; другая же, наоборот, не видит проблемы в том, что ее чадо в 3 года не говорит или горит несколько слов, ведь  много таких детей.
       Да, конечно же, все дети индивидуальны, но существуют определенные нормы в развитии детской речи, на которые стоит обратить внимание. И от этих норм следует отталкиваться при принятии решения: идти к логопеду или нет.
Сразу оговорюсь: до 3х лет витки в развитии ребенка очень непостоянны. Сегодня ваш ребенок может молчать, а завтра – начать декламировать стихи. Поэтому при подозрении на какую-то проблему, дождитесь все же 3-х летнего возраста, прежде чем бить в колокола.
 Все психические функции - память, восприятие, мышление, воображение, внимание - развиваются через речь. Поэтому мы решили в этом разделе дать НОРМУ развития речи дошкольного возраста: ведь именно на нее и специалисты, и родители ориентируются, чтобы понять, правильно ли развивается ребенок.
Запомните, родители, и окружение ребенка являются речевой средой, в которой формируется речь ВАШЕГО ребенка.
 Итак, для того чтобы понять имеются ли проблемы у вашего ребенка, необходимо знать основные этапы становления речи.
Развитие речи ребенка: от года до полутора
Мир становится для ребенка трехмерным: любимая игра в этом возрасте - а где у Вовы ушки (носик, ротик, глазки)? носик?
Активный словарь увеличивается от 10 до 40 слов, может употреблять слова с двумя различными гласными, называет предмет на вопрос «Что это? Кто это?», сам отвечает на простейшие вопросы, может выразить желание словами, напевает с взрослыми песенки.
Знает имена родных и домашних животных.
Пусть ребенок еще и нечетко произносит слова, но уже появляются короткие фразы (2-3 слова).
Понимает слово запрета – «нельзя». Понимает речь, не подкрепленную ситуацией. Может выполнять простые просьбы.
 В 1.5 года происходит резкий скачок в развитии речи!!!
Развитие речи ребенка: от полутора до двух
Первые фразы, освоение грамматической структуры предложения
Ребенок говорит о себе в 3 лице,  используя свое имя: Маня гуяя (гуляла). 
Может словесно отклонить просьбу: не хочу, нет.
К концу 2 года понимает значения 100-300 слов:
  • предметы, находящиеся в поле зрения ребенка (игрушки, посуда, одежда, мебель);
  • названия животных (кошка, собака, курица, петух);
  • привычные действия (играет, умывается), действия животных (покажи, где уточка плывет?),
  • признаки: размер (большой - маленький), цвет: (красный, синий, желтый, зеленый), состояние вещей (чистый - грязный);
  • местоположение: шарик высоко, игрушки в коробке, здесь, там (очень важна работа с предлогами: где  зайка? – за домиком, в домике, у домика);
  • слова запретов и поощрений: можно, нельзя, хорошо, плохо.
Учится строить короткие фразы из 2-3 слов. Слова, правда, пока недостаточно грамматически связаны друг с другом: неправильные окончания, нет согласования: Мися пать (Мишка спит).
Звукопроизношение нечеткое.
 
Учить выполнять поручения взрослого, сначала  в одно действие: найди мишку, возьми туфельки; а потом в два взаимосвязанных - найди мишку и принеси, возьми туфельки и надень.
Закреплять умение группировать знакомые предметы по названию и цвету: покажи, где красная бабочка? а где красный цветочек? 
Учить подбирать предметы по форме: круглые, квадратные, прямоугольные  (вводите понятия в пассивный словарь).
Учим понимать несложный рассказ по сюжетной картинке (кошка играет с клубком ниток, мальчик катается на велосипеде), а затем рассказывать о случаях из личного опыта ребенка.
Помогайте ребенку развивать диалогическую речь: задавайте ему вопросы, мотивируйте ответы: Расскажи папе, куда мы сегодня ходили? – Мы ходили гулять. - А кого мы видели на улице?  – Мы видели птичек и кошку. – А кого мы кормили хлебом? – Мы птичку покормили хлебом. ( Учитываем, что звукопроизношение еще нечеткое, что ответы односложные, но мы побуждаем ребенка использовать слова, даем ему правильный образец).
 
Развитие речи ребенка: от двух до трех
Ребенок начинает говорить о себе в форме Я.
Использует слова один – много, местоимения мне, тебе, ты.
К признакам цвета добавляются: черный и белый.
Осваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, глаголов, слова становятся более оформленные.
Фраза состоит 3-5 слов. Предложения законченные. Об увиденном может высказаться в 2-4 предложениях. Может поделиться впечатлениями, появляется фраза «Я хочу», «Я думаю».
Умеет отвечать на несложные вопросы и сам учится задавать вопросы, употребляет служебные слова.
К концу третьего года словарь ребенка уже 1500 слов.
Развитие речи ребенка: от трех до четырех
Усвоение грамматической системы русского языка
Ребенок достаточно владеет речью, чтобы выразить свои желания и мысли. Он высказывает свое мнение, задает очень много вопросов, проявляет интерес ко всему незнакомому, таким образом, расширят свои знания, круг общения.
Ребенок может называть:
  • свое имя и фамилию, имя мамы и папы;
  • состояние погоды;  знакомится с особенностями времен года; формируется представления о частях суток: утро-вечер, день-ночь;
  • домашних животных и их детенышей (кошка – котенок, собака – щенок, корова – теленок, коза – козленок);
  • диких животных (заяц, лиса, медведь, еж);
  • отличительные особенности внешнего вида (рога, пушистый хвост, лапы);
  • характерные для данной местности 2-3 дерева, травянистые растения, комнатные растения;
  • оттенки цветов: розовый, голубой, серый; геометрические фигуры: круг, квадрат;
Различает и называет:
- по вкусу, величине, форме основные овощи и фрукты (яблоко красное, сладкое, круглое);
- части предметов (у грузовика - кабина, кузов, колеса, руль; у дерева – корень, ствол, ветки, листья);
- сходные по назначению предметы (сапоги – ботинки, джинсы – брюки);
 - правую и левую руку, пространственные представления от себя: справа – направо, слева – налево; впереди – вперед, позади – назад, вверх – вниз.
 
Понимает  и употребляет обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда (тарелка, стакан, чашка, блюдце – а все вместе называется одним словом  - посуда).
 В речи присутствуют:
·         существительные с предлогами: в, на, под, за; 
·         детеныши животных во множественном числе (зайчонок – зайчата); 
·         существительные множественного числа в родительном падеже (кубиков, матрешек).
Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картинок, иллюстраций.
Составляет предложения с однородными членами (Зайка пошел в лес и встретил лисичку).
Повторяет за взрослыми рассказ  из 3-4 предложений, сам составляет рассказ  из собственного опыта и по содержанию сюжетной картинки из 3-4 предложений.
Участвует в драматизации из знакомых сказок.
Произносительная сторона речи значительно улучшается, но могут быть проблемы с шипящими звуками (Ш, Ж) и сонорами (Р,Л). Эти звуки появляются к 4,5 – 5 годам.
Словарь 4-х летнего ребенка приблизительно 2000 слов.
 Развитие речи ребенка: от четырех до пяти
Лексика
Грамматический строй:
  • согласовывает слова в роде и падеже;
  • сравнительные прилагательные (выше – ниже, короче – длиннее);
  • относительные прилагательные (бумажный кораблик, стеклянная ваза );
  • уменьшительно-ласкательные суффиксы (лисенок, ленточка);
  • хорошо использует родительный падеж;
Связная речь:
  • пересказывает небольшие литературные тексты, сказки и рассказы, знакомые и прочитанные.
  • составляет небольшой рассказ о предмете, игрушке, по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке.
  • поддерживает беседу – диалог, правильную по форме и содержанию.
Итак, к 5 годам ребенок произносит все звуки правильно, свободно разговаривает с собеседником, все меньше грамматических ошибок. Наступает период совершенствования всего того, чему научился ребенок. И конечно, начинается подготовка к обучению грамоте, чтению, письму.
 Развитие речи ребенка: от пяти до шести
Правильно произносит все звуки родного языка.
Лексика:
  • фамилия, имя, отчество родителей, домашний адрес;
  • классификация предметов: посуда – столовая, чайная, кухонная;
  • подбирает слова со сходным значением (снег таит – оттепель);
  • притяжательные прилагательные (лисий, мамин)
  • однокоренные слова по темам (снег, снежный, снежок, Снегурочка, снегирь, снегоход, подснежник и т.д.);
Грамматический строй:
  • умеет пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, мыло и т.д.);
  • использует разные способы образования слов (сахарница, хлебница, масленка);
Связная речь:
  • поддерживает непринужденную беседу, умеет задавать вопросы, правильно отвечает на них;
  • последовательно пересказывает небольшие литературные произведения без помощи взрослого;
  • самостоятельно составляет небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, из личного опыта, передает хорошо знакомые события;
  • умеет составлять загадки – описания.
 Развитие речи ребенка: от шести до семи
Лексика:
- использует синонимы, антонимы;
Грамматический строй:
- согласование прилагательных и числительных с существительными (о спелой груше, нет пяти ложек);
- сравнительные прилагательные (красивее, сильнее, короче);
- притяжательные местоимения ( твой карандаш, моей машиной);
- сложные предлоги ( из-под, из-за);
Связная речь:
- выразительно без повторов передает содержание литературных текстов; 
- самостоятельно придумывает рассказы творческого характера, небольшие сказки; 
- рассказы по картине и по серии сюжетных картинок, рассказы из личного опыта становятся более выразительными и законченными.
Звуко-буквенный анализ:
- находить слова с определенным звуком (хлопни, когда услышишь звук Т – ночь, день, утро, вечер);
- определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- делить слова на слоги;
- определять количество слов в предложении;
- знать и давать характеристику звукам (гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие).
 В каком случае необходимо обратиться к логопеду
Если вы заметили, что ваш ребенок вдруг остановился на каком-то этапе развития, необходимо срочно уделить внимание этой проблеме, найти причину и начать ее устранять.
Итак, необходимо обратиться за помощью к специалисту если:
·         в 2 – 2,5 года ребенок не начал говорить;
·         во время речи у ребенка между зубами выглядывает кончик языка, раздуваются щеки и речь при этом носит «хлюпающий» оттенок;
·         когда ребенок говорит, его голос звучит с носовым оттенком, т.е. ребенок гнусавит;
·         ваш ребенок начал заикаться;
·         ребенок ограниченно пользуется словарем, допускает аграмматизмы, не способен построить полноценную фразу, искажает слова до неузнаваемости, а в результате не может пользоваться речью.
Не оттягивайте с визитом к логопеду. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.
Самое главное, не паниковать в этом случае. Ведь дети, словно губка, впитывают весь настрой родителей. Вы должны быть уверены в благополучном исходе, и тогда и ваш ребенок почувствует свои силы.
Конечно же, без профессиональной помощи здесь не обойтись. Учитель - логопед назначит вашему ребенку определенные упражнения, будет контролировать динамику развития речи. Но вы, как родители, должны также и самостоятельно активно заниматься со своим ребенком. Читайте с ребенком книги, много разговаривайте, вызывайте его на диалог. И, конечно же, любите. Очень часто проблемы в развитии речи связаны с психо-эмоциональным состоянием ребенка. И бывает достаточно просто наладить гармонию в семье, чтобы речь малыша стала правильной.

 

Прикрепленные файлы:

dyhatelnaya_gimnastika.doc
Дыхательная гимнастика
,
загружен 20-11-2015
что нужно знать о короткой уздечке.docx
Что нужно знать о короткой уздечке?
,
загружен 25-01-2016
мир сказок андерсена.docx
Конспект НОД в средней группе "Мир сказок Андерсена"
,
загружен 16-12-2015