Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 98
ГлавнаяСведения об образоваетльной организацииДоступная средаМетодический кабинетИнформация для родителейИз опыта работыНовостиСервисыКалейдоскоп успехов
Заголовок

Что такое познавательная активность ребенка?

Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности – важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни. Так что же такое познавательная активность? По каким показателям можно судить о наличии познавательной активности? Как и когда она проявляется у ребенка? Активный – лат.

Activus- деятельный, энергичный. Активность – усиленная деятельность, деятельностное состояние. Итак, активный – значит деятельностный, энергичный, инициативный, предприимчивый. Разве не эти черты каждый родитель хотел бы видеть в своем ребенке?

В научной литературе можно найти множество определений понятия активность, а также огромное количество ее разновидностей. Термин «познавательная активность» связывают с рассмотрением деятельности, в которой ребенок, познавая окружающий мир, как активный субъект, пытается показать свою самостоятельность, индивидуальность, направить свою энергию, волю, действия на достижение позитивного результата. Итак, познавательная активность – это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности.

Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления. Распознать познавательную активность ребенка несложно.

Понаблюдаете и заметите:

 • Увлеченность предметом, рассказом, деятельностью;

• Ярко выраженное стремление выполнять разнообразные, сложные задания, желание продолжать занятие по его окончанию;

 • Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижения результата, осуществлении контроля; • Общение со взрослым, вопросы направленные на познавательный интересы;

• Эмоциональное отношение к предмету (рассказу, деятельности т.п.) постоянное к нему стремление; Проявляется познавательная активность может на разных уровнях. Высокий уровень характеризуется творческим отношением ребенка к окружающему, умением нестандартно мыслить, креативно использовать полученные знания.

Познавательную активность детей можно охарактеризовать следующими особенностями:

• Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства, выходя за его пределы, обеспечивая ребенку накопление разных способов познания окружающего мира;

• Она проявляется в разных видах деятельности, как правило не характеризуясь целенаправленностью познания в отдельной сфере – ребенка интересует все, что его окружает;

• Познавательная активность ребенка-дошкольника ярко проявляется в вопросах, раздумьях, сравнении,экспериментировании, постановке и решении разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое познание ребенком окружающих предметов и явлений;

• Ребенок дошкольного возраста проявляет интерес и всеохватывающее любопытство от «Что это?» до «хочу все знать!». Эта активность ребенка направлена не только на познание отдельного предмета или явления, а и на распознание устройства, причины, цели, назначения, способа использования и т.п. Познавательный интерес является важнейшей составляющей познавательной активности и усиливается с накоплением ребенка опыта познавательной деятельности. От младшего до старшего дошкольного возраста познавательный интересы приобретают стойкость. Интерес ребенка напрямую зависит от его знаний, а также способов, которыми взрослый передает ребенку новые знания;

• В процессе формирования у ребенка познавательного отношения к окружающему четко прослеживается единство интеллектуального и эмоционального (как доминирующего) отношения к предметам и явлениям действительности. Ребенок в процессе познания проявляет эмоции, свидетельствующие об отношении к процессу познания;

 • В конце дошкольного возраста наблюдаются признаки самостоятельности, определенной саморегуляции и самоконтроля познавательной деятельности ребенка, что проявляется в постановке цели, нахождении способа, контролем за процессом деятельности, самостоятельной оценке результата. Ребенок все чаще перестает подражать действиям взрослого, а иногда, в рамках дозволенного, отходит от его требований. Со стороны ребенка можно наблюдать проявление инициативы, определенных волевых усилий, направленных на выполнение заданий или просто регуляцию собственного поведения;

• В процессе познания ребенок выступает как полноценная личность, способная к определению собственной активности, творчества в деятельности, реализации собственной воли, интересов и потребностей;

• Развитие познавательных интересов дошкольном детстве закладывает основу для дальнейшего школьного обучения;

 • Эффективным фактором формирования познавательной активности является создание условий для проявление ребенка как субъекта собственной деятельности, взаимодействия со взрослым и сверстниками;

• После 4-5 лет познавательная активность приобретает форму инициативной преобразующей активности. Приобретенные ребенком знаниями практический опыт дают возможность осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, порождает новые желания, побуждает к инициативе, а после и творческим действиям;

• Все указанные особенности познавательной активности в дошкольном возрасте пребывают на уровне становления и после становятся основой для развития познания в предстоящей жизнедеятельности. Источник: Дошколята- авторский сайт о воспитании детей.

Источник: http://bugaga.net.ru/orfografija/

Прикрепленные файлы:

нод миасс средняя гр..docx
Конспект НОД по региональному компоненту в средней группе "Мой родной город"
,
загружен 14-12-2015
мой родной город ср. гр..pptx
Презентация к НОД "Мой родной город"
,
загружен 14-12-2015
зимовье зверей.doc
НОД по ФЭМП средняя группа "Зимовье зверей"
,
загружен 15-12-2015
букет для любимой бабушки.docx
Конспект НОД в средней группе по ФЭМП "Букет для любимой бабушке"
,
загружен 16-12-2015