Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 98
ГлавнаяСведения об образоваетльной организацииДоступная средаМетодический кабинетИнформация для родителейИз опыта работыНовостиСервисыКалейдоскоп успехов
Предметно-пространственная развивающая среда

    Предметно-пространственная развивающая среда 

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МБДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.  

    Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивает реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

     Развивающей среды построена на следующих принципах:

1)    насыщенность;

2)     трансформируемость;

3)     полифункциональность;

4)     вариативной;

5)    доступность;

6)    безопасной.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

Ø игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

Ø двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Ø эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

Ø возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

        Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

        Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

       Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

       Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

       Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

 

Предметно-развивающая среда помещений и групповых комнат МБДОУ.

Вид помещения

Основное предназначение

Оснащение

Предметно-развивающая среда в МБДОУ

Музыкально-спортивный зал

Ø  Непосредственно образовательная деятельность

Ø  Утренняя гимнастика

Ø  Досуговые мероприятия,

Ø  Праздники

Ø  Театрализованные представления

Ø  Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей

Ø музыкальный центр, переносная мультимедийная установка,

Ø Электронное пианино

Ø Детские музыкальные инструменты

Ø Различные виды театра, ширмы

Ø Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, равновесия

Ø Модули

Ø Нетрадиционное физкультурное оборудование

Ø Шкаф для используемых муз. руководителем пособий, игрушек, атрибутов

Медицинский кабинет

 

Ø Осмотр детей, консультации медсестры, врачей;

Ø Консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками МБДОУ

Ø Изолятор 2 кабинета

Ø Процедурный кабинет

Ø Медицинский кабинет

Коридоры ДОУ

 

Ø Информационно-просветительская работа с сотрудниками МБДОУ и родителями.

Ø Стенды для родителей, визитка МБДОУ.

Ø Стенды для сотрудников

Участки

 

Ø Прогулки, наблюдения;

Ø Игровая деятельность;

Ø Самостоятельная двигательная деятельность

Ø Трудовая деятельность.

Ø Прогулочные площадки для детей всех возрастных групп.

Ø Игровое, функциональное, и спортивное оборудование.

Ø Физкультурная площадка.

Ø Дорожки для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.

Ø Огород, цветники. Экологическая тропа

Физкультурная площадка

Ø Организованная образовательная деятельность по физической культуре, спортивные игры, досуговые мероприятия, праздники

Ø Спортивное оборудование

Ø Оборудование для спортивных игр

Предметно-развивающая среда в группах

 «Физкультурный уголок»

Ø Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности

Ø Оборудование для ходьбы, бега, равновесия

Ø Для прыжков

Ø Для катания, бросания, ловли 

Ø Для ползания и лазания

Ø Атрибуты к подвижным и спортивным играм

Ø Нетрадиционное физкультурное оборудование

 «Уголок природы»

Ø Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности

 

Ø  Календарь природы (2 мл, ср, ст, подг гр)

Ø  Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями

Ø  Сезонный материал

Ø  Паспорта растений

Ø  Стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику

Ø  Макеты

Ø  Литература   природоведческого содержания, набор картинок, альбомы 

Ø  Материал для проведения элементарных опытов

Ø  Обучающие и дидактические игры по экологии

Ø   Инвентарь   для трудовой деятельности

Ø  Природный   и бросовый материал.

Ø  Материал по астрономии (ст, подг)

 «Уголок развивающих игр»

Ø Расширение познавательного сенсорного опыта детей

Ø Дидактический материал по сенсорному воспитанию

Ø Дидактические игры

Ø Настольно-печатные игры

Ø Познавательный материал

Ø Материал для детского экспериментирования

«Строительная мастерская»

Ø Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

Ø Напольный строительный материал;

Ø Настольный строительный материал

Ø Пластмассовые конструкторы (младший возраст- с крупными деталями)

Ø Конструкторы с металлический деталями- старший возраст

Ø Схемы и модели для всех видов конструкторов – старший возраст

Ø Мягкие строительно- игровые модули- младший возраст

Ø Транспортные игрушки

Ø Схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолёт и др.).   

«Игровая зона»

Ø Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре.  Накопление жизненного опыта

Ø Атрибутика для ср игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Почта», «Армия», «Космонавты», «Библиотека», «Ателье»)

Ø Предметы- заместители

 «Уголок безопасности»

Ø Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности

Ø Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП

Ø Макеты перекрестков, районов города, 

Ø Дорожные знаки

Ø Литература о правилах дорожного движения

«Краеведческий уголок»

Ø Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта

Ø Государственная, Челябинской области, города Миасс символика

Ø Образцы русских и южно-уральских костюмов

Ø Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др.

Ø Предметы народно- прикладного искусства

Ø Предметы русского быта

Ø Детская художественной литературы

 «Книжный уголок»

Ø Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

Ø Детская   художественная литература в соответствии с возрастом детей

Ø Наличие художественной литературы

Ø Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой

Ø Материалы о художниках – иллюстраторах

Ø Портрет поэтов, писателей (старший возраст)

Ø Тематические выставки

«Театрализованный уголок»

Ø Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях

Ø Ширмы

Ø Элементы костюмов

Ø Различные виды театров (в соответствии с возрастом)

Ø Предметы декорации

 «Творческая мастерская»

Ø Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

Ø Бумага разного формата, разной формы, разного тона

Ø Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)

Ø Наличие цветной бумаги и картона

Ø Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации

Ø Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)

Ø Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей

Ø Место для сменных выставок произведений изоискусства

Ø Альбомы- раскраски

Ø Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки

Ø Предметы народно – прикладного искусства

 «Музыкальный уголок»

Ø Развитие   творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности

Ø Детские музыкальные инструменты

Ø Портрет композитора (старший возраст)

Ø Магнитофон

Ø Набор аудиозаписей

Ø Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)

Ø Игрушки- самоделки

Ø Музыкально- дидактические игры

Ø Музыкально- дидактические пособия

   

Уважения к потребностям, нуждам ребёнка

 

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании.  Поэтому мы строим среду группы (и детского сада в целом) так, чтобы эти потребности удовлетворять. В результате у каждого ребенка имеется самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сенситивными периодами.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому оборудование в старших и подготовительных группах воспитатели размещают так, чтобы детям удобно было организовывать совместную деятельность.

 

 

Уважения к мнению ребенка

 

Учитывается мнение каждого ребенка, выслушивает предложения всех детей группы и по возможности их удовлетворяет или же тактично объясняет причину отказа. Перед первым приходом ребенка в детский сад или после летнего перерыва воспитатель в беседе с родителями или самим ребенком, через анкетирование родителей узнает о том, чем увлекается, к чему проявляет склонности, способности, какие любит игрушки каждый воспитанник. В результате, группа детского сада становится роднее, уютнее, комфортнее для каждого малыша.

 

Функциональности 

 

В обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.

 Используемые игры и пособия в основном многофункциональны, вариативны.

 

Динамичности   - статичности среды

Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

Первоначальным периодом построения среды, мы считаем два месяца. Далее идет ее насыщение и реорганизация. Примерно один раз в два месяца часть материалов воспитатель заменяет, по возможности переставляет оборудование.

 

Комплексирования и гибкого зонирования

 

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Поэтому предметно – развивающая среда в ДОУ позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием и т.д.

 

Индивидуальной комфортности

 

В детском саду имеются функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети:

1.     Музыкальный зал;

2.     Спортивный и тренажерный залы

3.     Кабинет дефектолога;

4.     Кабинет логопеда.

  В которых может развиваться и комфортно чувствовать себя, как взрослый, так и ребенок. В помещениях дошкольного учреждения создана естественная уютная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Используются светлые пастельные тона для оформления стен, подобрана мебель естественных тонов. Для активизации эстетических впечатлений используются различные «неожиданные материалы», пособия: поделки из различных природных и бросовых материалов, художественные семейные фотографии, предметы современного декоративного искусства.

Для создания индивидуальной комфортности ребенка в групповых комнатах организован «Уголок уединения», где ребенок может просмотреть иллюстрации к интересующим его сказкам, фотографии родных и т.п.

 

 

открытость природе: в групповых комнатах ДОУ организованны «Уголки природы» с многочисленными растениями,

открытость своего «Я», собственного внутреннего мира. Предметно – развивающая среда дошкольного учреждения способствует формированию и развитию образа «Я». В помещениях детского сада развешиваются самые разные фотографии детей. В «уголках уединения» всегда лежат альбомы и папки с семейными фотографиями. В старшем дошкольном возрасте при ознакомлении с народами России.

Учета гендерных и возрастных различий детей

Создавая развивающуюся среду группы, каждый воспитатель учитывает особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.

      Модель предметно-пространственной развивающей среды МБДОУ №98 (в разработке)