Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 98
ГлавнаяСведения об образоваетльной организацииДоступная средаМетодический кабинетИнформация для родителейИз опыта работыНовостиСервисыКалейдоскоп успехов
Организация питания

1.       Правильно организованное питание.

Растущий и быстро развивающийся организм требует достаточной по количеству и полноценной по качеству пищи. Как недостаточное, так и избыточное питание одинаково вредно для здоровья ребенка и может привести к расстройству пищеварения, нарушению обмена веществ, снижению сопротивляемости организма, к замедлению не только физического, но и психического развития.

Основными принципами рационального питания являются:

1.  Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка

2.  Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ

3.  Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона

4.  Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а так же высокие вкусовые качества блюд.

5.  Учет индивидуальных особенностей питания детей с отклонениями в состоянии здоровья.

6.  Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи

7.  Соблюдение гигиенических требований к питанию детей в организованных коллективах (безопасность питания)
2. Нормативная база - СанПин 2.4.1.3049-13

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013года № 26  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях».

Питание детей в ОУ организуется с учетом их возраста, типа учреждения и продолжительности пребывания в нем воспитанников (12, 24 часа)

В зависимости от длительности пребывания ребенка в детском саду установлено трех-четырехразовое питание с промежутками между приемами пищи в 3—4 часа.

Рацион питания детей различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 2  до 3-х лет и от 3-х до 7 лет.

Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи.

 Все продукты, поступающие в учреждение, подлежат обязательному осмотру – бракеражу. Для осуществления качественного и систематического контроля питания в ДОУ создается бракеражная комиссия. Работа комиссии регламентируется положением о бракеражной комиссии, которое принимается Советом ДОУ и утверждается заведующим. Срок действия положения – 3 года. Состав комиссии утверждается приказом заведующего. В нее входят: члены администрации, медицинская сестра, представитель профсоюзного комитета ДОУ. Приказ издается каждый новый учебный год в сентябре. Бракеражная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным планом.
Компетенция комиссии:

         Контроль санитарного состояния транспорта при доставке продуктов (1 раз в месяц)

         Отслеживание составления меню в соответствии с нормами и калорийностью блюд (ежедневно)

         Контроль сроков реализации продуктов (1 раз в месяц)

         Отслеживание технологии приготовления, закладки продуктов, выхода блюд (1–2 раза в неделю)

         Контроль санитарно-гигиенического состояния пищеблока (постоянно)

         Разъяснительная работа с педагогами (3 раза в год)

         Работа с родителями (на общих родительских собраниях) 2 раза в год

         Отчет на Совете ДОУ о проделанной работе комиссии (декабрь, май)

3. Правила, нормы, требования.

Сотрудникам пищеблока, отвечающим за организацию питания в учреждении – повару, кладовщику разрешается работать только по утвержденному и правильно оформленному меню-требованию, блюда готовить строго по технологическим картам.

Требования к условиям хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий - 15 глава СанПиНов.
Выдержки из санитарных правил, касающиеся организации питания.

14.13. Столовая и чайная посуда выделяется для каждой группы. Она может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) - из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и столовые приборы из алюминия. Для персонала следует выделить отдельную посуду и промаркировать.

14.14. Посуду и столовые приборы моют в 2-гнездных ваннах, установленных в буфетных каждой групповой ячейки. Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 °C, ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °C (вторая ванна) с помощью гибкого шланга с душевой насадкой и просушивается на специальных решетках. Чашки промывают горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивают горячей проточной водой во второй ванне и просушивают. Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх. Столовую посуду для персонала моют отдельно от детской столовой посуды.

 15.17. Горячие блюда (супы, соусы, горячие напитки, вторые блюда и гарниры) при раздаче должны иметь температуру +60 ... +65 °C; холодные закуски, салаты, напитки - не ниже +15 °C. С момента приготовления до отпуска первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите не более 2 часов.

 15.19. Изготовление салатов и их заправка осуществляется непосредственно перед раздачей. Незаправленные салаты допускается хранить не более 2 часов при температуре плюс 4 +/- 2 °C. Салаты заправляют непосредственно перед раздачей. В качестве заправки салатов следует использовать растительное масло. Хранение заправленных салатов может осуществляться не более 30 минут при температуре 4 +/- 2 °C. Использование сметаны и майонеза для заправки салатов не допускается.

 15.21. Кефир, ряженку, простоквашу и другие кисломолочные продукты порционируют в чашки непосредственно из пакетов или бутылок перед их раздачей.

 15.24. В дошкольных организациях должен быть организован питьевой режим. Питьевая вода, в том числе расфасованная в емкости и бутилированная, по качеству и безопасности должна отвечать требованиям на питьевую воду. Допускается использование кипяченой питьевой воды при условии ее хранения не более 3 часов. При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости с водой. Обработка дозирующих устройств проводится в соответствии с эксплуатационной документацией (инструкцией) изготовителя.

 Для садов с 12-ти часовым пребыванием детей  рекомендуемый режим:

         Завтрак – 8.30-9.00

         Второй завтрак – 10.30-11.00

         Обед – 12.00-13.00 

Перед тем, как идти на кухню за блюдами, помощник воспитателя протирает столы горячей водой с мылом специальной ветошью, моет руки, переодевает халат. Одежда  для получения пищи – специальный халат, головной убор (чаще из белой хлопчатобумажной ткани). Затем выставляет всю нужную для сервировки посуду на раздаточный стол, а дежурные расставляют ее на детские столы. Дежурство вводится со второй половины года у детей 2-ой младшей группы. В каждой группе есть уголок дежурных, где находятся принадлежности: фартучки, косынки или шапочки (головные уборы для детей не обязательны), совок и щетка-сметка. Дежурных назначает воспитатель: помещая  картинку ребенка в окошечко. В младших группах дежурство носит характер поручений, а в старшем дошкольном возрасте дежурные должны справляться со своими обязанностями самостоятельно. В подготовительной группе дети могут сметать щеткой со стола крошки и протирать столы. Младший воспитатель  все готовые блюда, согласно графику раздачи пищи, получает  на кухне одномоментно. Несет с закрытой крышкой, накрывает полотенцем. Вся кухонная посуда промаркирована.Помощник воспитателя, как и воспитатель должен знать нормы раздачи пищи. В каждой группе и на пищеблоке,  на отдельной полке стоит промаркированная тарелка и чашка. Норма для яслей: напитки, молоко, кефир- 180 г. Для сада-200 г. Первое блюдо, каши соответственно-200, 250 г. Нормы представлены в Приложении №12 СанПиН. Раздает помощник воспитателя пищу мерными промаркированными половниками и столовыми приборами. Порядок раздачи пищи: сначала напитки: компот, кисель и т. п. Наливают половником, чашку не допускается держать над кастрюлей. Сок из маленьких пакетиков переливают в чашки. Затем раздают салат и суп. Кастрюлю с супом допускается ставить на стол. Если емкость большая, например, ведро – его можно ставить на стульчик рядом со столом. Тарелку нельзя держать над кастрюлей. После раздачи первого блюда,  приглашают за стол детей. (Дети предварительно моют руки). Второе на стол ставят,  когда ребенок съел первое и отодвинул тарелку. После приема пищи малыши оставляют посуду на столе. Старшие дети относят посуду сами в буфетную. Необходимо в каждой группе иметь список детей, имеющих отклонения в здоровье (избыток массы тела, диабет, хронические болезни органов пищеварения, аллергические заболевания), с рекомендациями врача.

16.13. На основании утвержденного примерного меню ежедневно составляется меню-требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей разного возраста. На каждое блюдо должна быть заведена технологическая карта (Приложение 11 настоящих санитарных правил). Для детей разного возраста должны соблюдаться объемы порций приготавливаемых блюд (Приложение 12 настоящих санитарных правил).

 16.16. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.

 16.17. Выдача готовой пищи разрешается только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией в составе повара, представителя администрации ДО, медицинского работника. Результаты контроля регистрируются в специальном журнале (Приложение 13 настоящих санитарных правил). Масса порционных блюд должна соответствовать выходу блюда, указанному в меню. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности блюдо допускают к выдаче только после устранения выявленных кулинарных недостатков.

 16.18. Непосредственно после приготовления пищи отбирается суточная проба готовой продукции. Суточная проба отбирается в объеме: порционные блюда - в полном объеме; холодные закуски, первые блюда, гарниры, третьи и прочие блюда - не менее 100 г. Пробу отбирают стерильными или прокипяченными ложками в стерильную или прокипяченную стеклянную посуду с плотно закрывающимися крышками (гарниры и салаты - в отдельную посуду) и сохраняют в течение не менее 48 часов при температуре +2 - +6 °C в отдельном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике для молочных продуктов, гастрономии. Посуду с пробами маркируют с указанием приема пищи и датой отбора. Контроль за правильностью отбора и хранения суточной пробы осуществляет ответственное лицо, прошедшее инструктаж.

 17.7. Пищевые продукты хранят в соответствии с условиями хранения и сроками годности, установленными предприятием-изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией. При наличии одной холодильной камеры места хранения мяса, рыбы и молочных продуктов должны быть строго разграничены, с обязательным устройством специальных полок, легко поддающихся мойке и обработке.

 17.8. Складские помещения для хранения продуктов оборудуют приборами для измерения температуры воздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами.

18.2. Столы в групповых помещениях промывают горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специальной ветошью, которую простирывают, просушивают и хранят в сухом виде в специальной промаркированной посуде с крышкой. Стулья и другое оборудование, а также подкладочные клеенки, клеенчатые нагрудники после использования моют горячей водой с мылом; нагрудники из ткани - стирают.

Рекомендуемый ассортимент основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных организациях представлен в Приложении 8.
Все сотрудники регулярно проходят медосмотр.
 
При организации питания все важно:

         Организация работы пищеблок

         Создание условий в группе

         Формирование КГН у детей

         Развитие у детей трудовой деятельности

 

Прикрепленные файлы:

10 дневное меню.docx
10-ти дневное меню
,
загружен 14-05-2015